![]() |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ГОРОДА СВЕРДЛОВСКА
|
![]() |
19.04.2021 на базе ГОУ «Свердловская основная школа №4 имени Юрия Радионова» прошел вебинар по математике на тему: «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении математики в 5-6-х классах».
Вебинар провела Тихонова Наталья Борисовна, к.п.н., доцент Пензенского государственного университета РФ.
На вебинаре была рассмотрена методика организации учебной деятельности обучающихся через систему учебных заданий, помогающих реализовать «открытие» нового знания и овладение новыми умениями. Вовлечь детей в исследовательскую деятельность возможно при решении задач, которые решаются исследовательским способом. Например, задача о том, из определенного числа детей кто-то что-то сказал, причем сделаны оговорки, что кто-то ошибся, а кто-то сказал верно. При решении такой задачи выдвигается гипотеза и ее начинают проверять, это и есть исследовательский способ решения такой задачи. Эта задача из раздела комбинаторики. Еще одна задача: Маша решила купить мяч, но у нее не хватило 60 руб., а когда мяч решил купить Миша, но у него не хватило 20 руб. Когда они сложили свои деньги у них осталось 30 руб. Эту задачу можно решить уравнением, детей надо нацелить на решение этой задачи с помощью выдвигаемых гипотезы, которые последовательно проверяются. В результате из всех выдвинутых гипотез верной окажется только одна. Было рассмотрено еще несколько задач, которые решаются исследовательским способом.
Работа по графикам тоже считается исследовательской. Чтобы ответить на вопросы, поставленные в задаче, требуются навыки исследовательской работы. Все комбинаторные задачи учат и развивают логическое мышление, заставляя ребенка рассуждать, делать предположения и рассматривать возможность этого предположения.
Путем исследовательской деятельности дети могут доказать, что сумма углов любого треугольника равна 180 градусов. А самая большая сторона лежит напротив самого большого угла, а самая маленькая сторона - напротив меньшего угла. Эти результаты были получены через учебно-исследовательскую деятельность. Особенностями организации исследовательской деятельности являются следующие условия:
1) Исследовательская деятельность предпочтительно должна быть ГРУППОВОЙ.
2) В основе решения таких задач должен лежать познавательный интерес учеников.
3) Школьники должны получить субъективно новый результат.
Вся эта работа развивает ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ:
1. Видеть проблемы.
2. Задавать вопросы.
3. Выдвигать гипотезы.
4. Давать определения понятиям.
5. Классифицировать.
6. Наблюдать.
7. Проводить эксперименты.
8. Делать умозаключения.
9.Доказывать и защищать свои идеи.
Были рассмотрены ряд заданий, помогающих реализовать «открытие» нового знания и овладение новыми умениями. Наталья Борисовна остановилась на приёмах создания условий для включения обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность.
Отчет выполнила учитель математики ГОУ «Свердловская ОШ №4»
Глушкова Маргарита Юрьевна.